• г. Барнаул, пр-т Социалистический, 115
Меню
Королева Кристина в 1654 году сложила с себя корону (кстати, историки так и не пришли к однозначному выводу, что послужило основной причиной) и уехала из Швеции, приняв католичество в Брюсселе в этом же году. Т.е. она отреклась от протестантства и стала католичкой, официальное отречение произошло в Италии. Папа Римский дал ей имя Мария_Александра и очень надеялся с ее помощью распространить католичество в Швеции, планы его не осуществились. Кристина — единственная женщина, похороненная с Соборе Святого Петра в Риме. 
Большинство населения Швеции составляют лютеране, протестанты и представители других христианских конфессий. Протестантство — одно из трех главных направлений христианства, наряду с православием и католицизмом. До принятия Олафом христианства Скандинавия была языческой страной. 
Простите, удержаться не могу! 
******* 
Согласно их языческим представлениям, от бога Хеймдаля произошло три сына: Трель – раб, давший начало роду рабов, Карл – прародитель землепашцев, и Ярл – прародитель воинов. Викинги, конечно же, считали, что ведут свой род от Ярла и его сына Кона (конунга) и поэтому должны заниматься только благородным ратным делом. 

Неизбежная враждебность окружающего мира принуждала викингов противопоставлять ему великие деяния своих богов. По представлению скандинавов, их боги жили в Митгарде – своего рода некоей усадьбе, которую окружал враждебный мир – Утгард. Поэтому, наиболее почитаемыми считались боги-воины, которые боролись с чудовищами и великанами, населявшими Утгард. 

Как и всегда в язычестве, каждый из богов или сверхъестественных существ играл свою более или менее четко очерченную роль и был ответственен за какую-нибудь одну, важную сторону человеческого бытия. Их представляли в человеческом обличье, и в целом они вели себя, как люди. Жили они в строго организованном обществе и во многом напоминали богатых бондов того времени. 

Боги были главными среди множества сверхъестественных существ, среди которых, в частности, существовали представления о валькириях -воинственныж девах, которые , награждали воинов победой или смертью по решению богов. Боги разделялись на две семьи: асов и ванов. Перечень богов и богинь, асов и асинь, содержится в «Младшей Эдде », где асы противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам, карликам и низшим женским божествам. 

Асы были наиболее многочисленной из двух семей. Верховным божеством был Один, всеведущий бог воинов, бог мудрости, поэзии и битвы. Вместе с тем, не в пример другим богам, он был необуздан и непредсказуем и обладал многими необычайными способностями, которые позволяли ему совершать мистические и сверхъестественные действия. Они привели Одина к связи со смертью. Один был одноглазым, свой глаз он отдал за возможность испить из источника мудрости у Мимира. (Мимир, в скандинавской мифологии -великан, хранитель источника мудрости, находящегося у корней мирового древа Иггдрасиль позволил Одину напиться из источника, забрав в залог его глаз. Согласно преданию, голова убитого ванами Мимира продолжает пророчествовать и давать богам советы). 

Оружием Одина было копье, и он ездил верхом на восьминогом коне Слейпннре. У него были два ворона, Хугин и Мунин. Они каждый день летали по всему свету и собирали сведения обо всем, что происходило. Обитал Один в Валгалле, «чертоге мертвых». Сюда валькирии — приводили к нему воинов с поля боя. Здесь воины проводили время в игрищах и празднествах в ожидании следующей битвы с силами зла. Так, вероятно, могла проходить жизнь на земле в среде знатного воинства, с той лишь разницей, что в Валгалле не было настоящих женщин. В конце концов Один и его воины проиграли битву. Один был проглочен волком Фенриром. Наступил Рагнарок, конец света. Но затем возник новый мир. 

Поклонялись Одину, в первую очередь, короли, воины- хёвдинги и их люди. Он мог выполнить все, о чем они просили. Географические названия говорят о том, что в Дании и в Гёталанде официально существовал культ Одина. В Норвегии и Исландии он, по-видимому, не пользовался особой популярностью, а вот на одном из готландских (Швеция) рисованных камней изображен восьминогий конь с всадником на спине. По всей вероятности, здесь мы имеем дело с изображением коня Слейпнира с его седоком, богом Одином. 

Столицей и главным центром язычества была Уппсала (Uppsala). В Уппсале было позолоченное капище, окружённое священной рощей, на деревьях которой жрецы развешивали тела людей и животных, принесённых в жертву богам. 

В своем сочинении, относящемся приблизительно к 1075 году, Адам Бременский (Adam von Bremen, ? — после 1081, северогерманский хронист, автор сочинения «Деяния епископов Гамбургской церкви» — ценный источник, в т. ч. по истории славяногерманских отношений) пишет, что одна из трех больших статуй в Упсальском языческом храме «изображает Одина, то есть ярость. Он предводительствует среди воинов и дает людям силу и мужество в борьбе с врагами». Именно из-за многочисленных сверхъестественных способностей Одина и его величия имя его никогда нe давалось простым смертным и о нем никогда не упоминалось в надписях на рунических камнях. Однако приблизительно в 700-е годы имя его было вырезано рунами на обломке человеческого черепа, найденного в Рибе. 

Согласно утверждению Адама Бременского, другим могущественным богом, находившимся в языческом храме Упсалы, был Тор. Он писал: «Говорят, что Тор повелевает в небе и властен над молнией и громом, бурей и дождем, погодой и урожаем. В тех случаях, когда людям грозят мор и голод, они приносят жертву Тору». Тор являлся сыном Одина, но характер у него был совершенно иной. На него можно было положиться во всем, и он ко всему относился с пониманием. Он обладал большой физической силой и, как свидетельствуют западноевропейские литературные источники, боролся со злом, олицетворением которого были великаны, а также Мандгардский Змей. Широко распространенная история, известная также по рисункам на камнях из Упланда, рассказывает о том, что однажды во время рыбной ловли Тор поймал Змея на крючок, но тот освободился, потому что великан Химер перерезал лесу. Тор ездил в повозке, запряженной козлами, а оружием его был молот Мьёлльнир.. Украшение в виде миниатюрного молота Тора скандинавы обычно носили на шее. Это единственный дохристианский символ, который всегда поддается точной идентификации. После введения христианства маленький молот Тора, который носили как амулет, был заменен крестом. Тор упоминается также в целом ряде надписей на рунических камнях. В его честь скальды слагали хвалебные песни, его имя входит как составная часть в некоторые географические названия. Им же нередко нарекаются люди при рождении. В ходу оно и по сей день. 

Были и другие боги из семейства асов. Среди них — добрый сын Одина Бальдр. Существовал также страж богов ас Хеймдалль. Третьей статуей в Упсальском языческом храме была статуя бога Фрейра из семейства ванов. 

Ваны, в скандинавской мифологии светлые солнечные божества, боги плодородия, любви и богатства, которые противопоставлены в «Старшей Эдде» асам. В «Прорицании Вельвы» и «Младшей Эдде» существует рассказ о мирно завершившейся борьбе асов и ванов. 

Адам Бременский сообщает, что бог Фрейр дарует людям мир и радость. Его статуя выделяется наличием огромного пениса. Во время свадебных празднеств Фрейру приносятся жертвы. Он являлся богом плодородия и воспринимался, в первую очередь, как бог свеев, а в песне об Инглингах, «Инглингаталь», его называют праотцом рода Инглингов. Это был королевский род, и отпрыски его были королями, как в Упсале, так и в Вестфолле (Норвегия). Вместе с тем, судя по некоторым географическим названиям и скальдическим песням, ему поклонялись также и в остальных регионах Скандинавии. В ряде историй говорится о том, что в весеннюю пору происходили ритуальные праздники в честь бога Фрейра с поклонением культу плодородия. Адам Бременский рассказывает также, что благочестивый епископ Эгино сокрушил знаменитую статую Фрейра в Вестергётланде, вероятно, в Скаре. Но небольшая фигурка Фрейра из бронзы, относящаяся к более позднему периоду эпохи викингов, дошла до наших дней. Она была найдена в Сёдерманланде (Швеция). Повсюду в Скандинавии были найдены небольшие пластинки с изображением мужчины и женщины, слившихся в нежном объятии, что было, вероятно, связано с культом плодородия и с поклонением Фрейру и Фрейе. 

Фрейя была сестрой Фрейра, его женским воплощением, и она также являлась культом всеобщего поклонения. Она была богиней любви и плодородия, предводительницей дисов — женских созданий, в ведении которых было плодородие в природе и среди людей. В основном дисы были предметом поклонения у свеев, Географические названия свидетельствуют о том, что дисам поклонялись также в Норвегии и целом ряде районов Швеции, и в их честь устраивались культовые празднества. 

Помимо двух семейств богов были норны, богини судьбы, которым должны были подчиняться и люди, и боги. В «Старшей Эдде» («Речи Фафнира») говорится о многих норнах, определяющих судьбу ребенка при рождении. В «Прорицании Вельвы» и в «Младшей Эдде» упоминаются три норны, олицетворяющие прошлое (Урд), настоящее (Верданди) и будущее (Скульд), сидящие над источником Урд у мирового древа Иггдрасиль. 

Существовали также, упоминавшиеся выше валькирии (др.-сканд. Valkyrja, букв. — выбирающая убитых). В скандинавской мифологии – это воинственные девы, решающие по воле бога Одина исход сражений. Отбирали храбрейших из павших воинов и уносили в Вальхаллу. Образ Валькирии использован в музыке и поэзии (опера «Валькирия» Р. Вагнера и др.). 

Во внешнем круге Земли обитали злые великаны, враги богов и людей. Их можно было встретить в наиболее пустынных местах, наряду с противоречивым, хитрым и коварным Локи, отцом змея Мидгарда и волка Фенрира. Локи разъезжал между богами и великанами, строил козни, натравливая их друг на друга, и не однажды обманывал и тех, и других. В пустынных местах обитали также карлики, мудрые и хитроумные, которые были к тому же искусными мастерами-умельцами. Далее существовали эльфы, жившие в глубинах земли, и духи, сопровождавшие человека или его семью. Они олицетворяли то, что мы бы теперь назвали наследственными чертами. По языческим представлениям скандинавов с умершими следовало обращаться хорошо. У них была особая форма существования после смерти. 

Для скандинава мир был полон существ, которые оказывали влияние на жизнь и судьбу человека, и потому с ними лучше было находиться в дружеских отношениях. Следовало вести себя правильно, воздавать почести богам и другим сверхъестественным существам, отдавая им то, что им принадлежит. Они пряли нить неизбежной судьбы человека. 

Каждые девять лет в Упсальском храме собиралось великое народное собрание свеев и готов, которое возглавлял король. Вера в души предков была частью народных верований. Как пишет еп. Wordsworth: «Подобно как король был общенародным жрецом, так и каждый старейшина в роде рассматривался как жрец своего семейства. Полигамия не запрещалась. Умерших хоронили возле домов и их могилы были местом поклонения и медитаций. В эти семейных святилищах (howes, как они их называли), по традиции часами восседали старейшины, вне сомнения общаясь с духами умерших и вглядываясь в неясное будущее. Эти капища были так же местами культовых игр и ристалищ». 

Не известно, как конкретно происходило поклонение богам и другим существам. Рассказы Адама Бременского об Упсальском языческом храме, о его священнослужителях и о статуях богов здесь, равно как и в других местах, относятся к 1075 году, времени, когда в Скандинавии уже утвердилась христианская религия. Нельзя исключить предположения, что как сам языческий храм, так и его священнослужители и статуи богов уже испытали на себе влияние поклонения христианскому Богу. 

Скандинавы веровали в неизбежность конца мира, когда силы зла, воплощенные в Великом волке Фенрире и Мировом змее Ёрмунганде, вырвутся на свободу и в последней битве, в час Рагнарёк, погибнут все боги, герои и храбрейшие воины, призванные на помощь Одином. Вместе с ним должны исчезнуть и силы зла. После этого возродятся новая земля и новые боги, и все начнется сначала. 

Викинг должен принять смерть на поле брани с оружием в руках, только тогда он попадет в золоченые палаты Одина – Валхаллу, где есть место только доблестным воинам, которые будут участвовать в последней битве богов. Такая религия воспитывала в скандинавах непреклонность и бесстрашие даже перед лицом поражения и смерти. Военную удачу викинги считали одним из главных признаков благоволения богов. 

Деяния богов и героев были воспеты скальдами в героических песнях – сагах, а само время походов викингов с полным правом можно назвать языческим ренессансом. 

Ко времени, когда христианство еще только приближалось к странам Скандинавии и до времени становления ее официальной религией еще было долго, многие скандинавы уже были знакомы с ней или, по крайней мере, имели представление о внешних формах ее выражения. Во многом это объясняется тем, что во время походов викингов, торговых и дипломатических поездок в Европу и Византию скандинавы видели церкви и монастыри, имели возможность слушать проповеди епископов и священников, знакомиться с традициями и нормами христианства. У них складывалось устойчивое впечатление о могуществе этой религии. Они видели величественные соборы из камня, в которых совершались красивые церемонии с песнопениями. Им было известно об огромных богатствах церквей (которые они сами нередко грабили), а также то, что могущественные императоры и короли с почтением относились ко всемогущему Богу и сыну его Христу. 

Многие викинги принимали крещение на чужбине и зачастую проделывали эту церемонию не однажды. Однако, подобное крещение нередко бывало лишь условием заключения политического союза или мира, кроме того, при крещении можно было получить новое платье и крестильные дары, после него устраивались праздники. Некоторые скандинавы проходили так называемый обряд первичного крещения. Они принимали крест, как знак первого посвящения, и этот символ христианской веры мог играть положительную роль при общении с христианами, например, при совершении с ними торговых сделок. Вместе с тем, это не мешало скандинавам одновременно поклоняться своим прежним богам. Были и такие, кто узнавал о новой религии от друзей или родственников, побывавших в христианских странах, например, в Англии, Ирландии или Нормандии. Тамошние переселенцы довольно быстро приобщались к местной религии. Таким образом, до перехода в новую веру население в Скандинавии в течение сотен лет уже общалось с христианами. Это были торговцы и дипломаты, посещавшие Скандинавию, а также миссионеры, присылаемые сюда церковью. 

На протяжении эпохи викингов в Скандинавии и за ее пределами выходцы из этого региона по-разному относились к своему переходу в новую веру. Некоторые делали это серьезно, с полным сознанием того, что совершилось, но иные, в большинстве своем просто включали Христа в многочисленный пантеон своих языческих богов и даже иногда совершали в честь него жертвоприношения. 
********************* ну, вдруг Вам тоже интересно!************************* 

По передвижению по Швеции. Я писала выше, что мы покупали Стокгольмские карточки на весь срок пребывания в этой стране. А по ним в том числе бесплатный проезд в любом городском (некотором пригородном) транспорте и метро. На входе в автобус, трамвай, метро просто показываешь карточку либо водителю, либо продавцу билетов (в метро). И все! Во время ее первого использования (не важно где — в музее, в трамвае) вам поставят на ней штампик с датой и временем начала использования. Она будет действительна до этого же времени столько суток, насколько вы ее купили. Очень удобно! Система городского транспорта идеальна. На каждой остановке висит подробнейшее расписание автобусов со временем подхода следующего поминутно. И это совпадает с точностью до минуты! Т.е. если написано, что автобус подойдет в 12.33, значит, так и будет. Поразительно. На остановках есть и аудиоинформатор, нажимаешь на кнопку и приятный голос говорит по английски и шведски, когда подойдет следующий автобус. В самом автобусе, трамвае, вагоне метро везде висят электронные табло, где отображается текущее время, следующая остановка, и эта же информация 10 раз проговаривается. Все абсолютно понятно, даже если вы не знаете языка. Записали название нужной станции и номер транспорта и вперед. Дома перед поездкой мы на сайте шведских дорог посмотрели, какие номера автобусов нужны, чтобы съездить, например, в Сигтуну, и все. Везде пандусы для инвалидных колясок и колясок детских, средние двери в транспорте предназначены только для них. Не помню, писала или нет, если ты с коляской — проезд бесплатный. 

http://www.visitsweden.com//shveciya/ 

Официальный сайт Швеции по туризму. Много полезной информации! 

На вопрос :»Что является символом Стокгольма?» смело отвечайте :»Ратуша!» Это действительно одна из главных достопримечательностей, очень фотогеничная! 
Поездка в Скандинавию 
В ней проходят важные переговоры, принимают гостей страны, но главное ее предназначение — ежегодный банкет 10 декабря после вручения нобелевской премии в Золотом и Синем залах! 
Сама же церемония награждения Нобелевской премией с тысяча девятьсот тридцать пятого года проходит в голубом здании стокгольмского Концертного зала (Kungsgatan/Sveavagen). 
Внутрь ратуши можно попасть с экскурсией, она проводится на шведском и английском языках, а летом еще и на русском. Расписание плавает, поэтому имеет смысл уточнять на официальном сайте. Во двор ратуши можно попасть без ограничений, кстати, там же находится бесплатный туалет, в который почему-то стремятся попасть все туристы. 
На 106-метровой башне есть смотровая площадка, которая называется «Медная башня», вид на Стокгольм вас порадует. Вершину башни венчают три короны, диаметр каждой 2.2 метров, которые считаются символом Швеции, потому и изображены на малом гербе страны. Короны направлены в сторону Королевского дворца. 
В ресторане под названием «В подвале Ратуши» (иначе — Stadshuskällaren) можно попробовать блюда из меню самых разных нобелевских обедов, бывших здесь с тысяча девятьсот первого года (так же как и в музее Нобеля в кафе можно попробовать мороженое, которое подают на банкете) 
 
 
 
 
 
 
 
 
В ратуше есть интересный сувенирный магазин, кроме всего прочего, там продают копию посуды с нобелевских банкетов. 
Про интерьеры ратуши можно написать огромное количество страниц, но я не буду это делать. если вас это заинтересует, почитайте сами. А если вы вполне равнодушны к архитектуре и истории (и ничего плохого в этом нет!), но в ратушу пойдете, вам вполне будет достаточно пояснений экскурсовода. Или просто гуляйте, красиво очень!
Что касается вкусно поесть — Швеция не Италия, гастрономических изысков Вы не встретите! Все очень свежее и качественное, в то же время простое. Много рыбы, особенно селедки и лосося, но при всей моей любви к соленому у нее очень специфический вкус — сладко-соленый. Очень вкусные фрикадельки (знаменитые шведские, по которым в оригинале прибивался Карлсон, а вовсе не по плюшкам!). На завтраке обязательно будут, попробуйте. Мы их и в супермаркете на ужин покупали, попросили разогреть — без проблем, они в спец термоупаковке. 

Очень много вкусной молочки — йогурты, творог, молоко, молочные коктейли. Шоколад вкусный Марабу (не помню, шведский он или финский) — особенно с ментолом, да он весь отличный, мы его много привозили, и себе, и в подарок. 

Во всех супермаркетах большой выбор. 
Финские Фазер и Панда — конфеты и шоколад — очень вкусные! 

Специфические финские сладости с лакрицей — гадость, но кто-то реально по ним прибивается! 

Местный специалитет (финско-шведский) сыр из оленьего молока 
Его положено есть с морошковым вареньем, я как-то мало себе это представляю, не добралась до него еще. Похож на подгорелый блин в вакуумной упаковке. В июле попробую. 

финские знаменитые ликеры — из морошки, голубики, малины и тд очень сладкие, на любителя, но попробовать стоит. Шанс купить их есть только на пароме. Есть в стекле и в пластике, помните о перевесе багажа! Я привозила четыре вида, морошковый выпили, остальные раздарила. Вкус специфический. Интересный подарок 

Вообще на пароме в Д-Фри есть чем заняться, но я отложила бы покупки на обратный путь, ассортимент тот же. Много парфюма, алкоголя, шоколада и конфет, одежда, обувь, украшения, очки, неболььшой ассортимент посуды и кух принадлежностей Маримекко, есть Мумми-тролли и продукция с их изображением.

http://njtravels.se/ru/viewpage.php?page_id=45

адреса мест, где в Москве и Питере можно купить стокгольмскую карточку (при наличие времени)

Подобрать тур





Задать вопрос